Судьба круто испытывала Василия Исмайлова на прочность
Трудовая биография машиниста эксплуатационного локомотивного депо Воркута Василия Исмайлова насчитывает сорок лет. Правда, в начале профессионального пути ему пришлось железнодорожную форму сменить на армейскую.
Василий Исмайлов родился в железнодорожном посёлке Елецкий, со школьной скамьи мечтал стать машинистом. В 1981 году, лишь прозвенел последний звонок, пришёл на дорогу, правда, в депо не взяли – не исполнилось восемнадцати. Устроился в дистанцию сигнализации и связи, к реализации плана научиться управлять локомотивом решил вернуться после службы в Вооружённых Силах. До призыва прошёл парашютную подготовку в ДОСААФ Сыктывкара, получил удостоверение укладчика парашюта.
– До этого момента даже на самолёте ни разу не летал, – вспоминает он. – Инструкторы – ребята, отслужившие в Афганистане. Слушал их рассказы, открыв рот, с восхищением. То, что сам буду проходить службу на афганской земле, понимал. Военная специальность, которую получил, это подразумевала.
Сначала две с половиной тысячи новобранцев осеннего призыва 1982 года разместили в учебке в Фергане – на территории, где ранее дислоцировался 345-й гвардейский парашютно-десантный полк, в полном составе переброшенный в Афганистан. Курс молодого бойца включал в себя прыжки с парашютом. К имевшимся трём Василий добавил ещё девять. Проходил и горную подготовку, которой, как выяснилось позднее, было недостаточно – в Афганистане горы круче.
В декабре Исмайлова перебросили сначала в Кабул, потом в Гардез, близ границы с Паки-станом. Первые впечатления – холод и ощущение близкой войны: промозглость, пронизывающий ветер и вооружённые автоматами люди, причём не только военные, но и гражданские. Василию предстояло служить в арт-дивизионе 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады в должности командира отделения связи и обеспечивать управление артиллерийским огнём.
– Сегодня корректировка делается с помощью спутниковой связи, а в то время, чтобы уточнить координаты, необходимо было зайти в тыл неприятеля, – пояснил Василий. – Никто из ребят не прятался за спины товарищей. Наоборот, отстранение от боевой операции считалось самым большим наказанием.
Ранения не останавливали. С контузией и касательным осколочным Василий даже не обращался в госпиталь – обошёлся лечением в санчасти, и лишь тяжёлое в ногу (БТР, на котором передвигался, подорвался на мине) вывело солдата из строя. К этому времени Василий Исмайлов отслужил больше года.
– Сначала лечился в Кабуле, потом в Подмосковье. Был полон решимости вернуться в часть, – вспоминает он. – Однако врачи категорически отказали – комиссовали с неутешительным прогнозом: «Будете всю жизнь ходить с палочкой».
За смелые, инициативные действия при выполнении боевых заданий, связанных с риском для жизни, Василий Исмайлов награждён медалями «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
Василий сделал всё возможное, чтобы избавиться от хромоты, усиленно упражнялся, приседал по тысяче раз в день. Спустя восемь месяцев после выписки самостоятельно прошёл ВТЭК, и инвалидность сняли. Отучился на курсах помощника машиниста в Сосногорске, устроился в Елецкое локомотивное депо, женился. Родились дети. Сын появился на свет 12 июля 1991 года, когда Василий Исмайлов, наконец, исполнил мечту – прошёл обкатку для работы машинистом тепловоза.
Сегодня Василий Исмайлов – машинист первого класса пассажирского движения, имеет множество поощрений и наград, в том числе знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», получил высшее образование, окончив РГОТУПС по специальности «инженер-электромеханик путей сообщения».
– Другой профессиональной судьбы не хочу, – решительно заявил Василий. – Работа машиниста – для настоящих мужчин.